Кинолекторий по роману И. А. Гончарова «Обломов» 29.11.2018

23 ноября 2018 года продолжил работу Кинолекторий.

23 ноября педагог-библиотекарь М. А. Савельева в рамках проекта Кинолекторий провела занятие в 10-х классах. Ребята посмотрели фильм режиссера Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», снятый по мотивам романа И. А. Гончарова «Обломов».

Михалков Н. попытался рассмотреть образ Обломова с этической точки зрения. Никита Сергеевич наполняет свой рассказ флюидами сочувствия, ностальгии, душевной простоты и щемящей тоски по утраченному времени.

В фильме огромное количество сцен из детства Обломова. Детские сцены введены не столько для того, чтобы показать, из какого сора растут "цветы" подобные Обломову, но и для того, чтобы показать тоску Обломова по утраченной безмятежности. Именно с просмотра сцен из детства начался Кинолекторий. Ребята искали ответ на вопрос: «Что можно сказать о ребёнке, его отношении к миру, людям и об отношении к нему в этом мире?»

Далее учащиеся посмотрели сцены фильма с участием главных героев романа (Обломов и Штольц) и узнали, что помогают Михалкову в раскрытии этих образов непревзойдённые корифеи актёрского мастерства - Олег Табаков (Обломов) и Юрий Богатырёв (Штольц), обладающие невероятной силой обаяния и харизмы. Ребята активно обсуждали, какое впечатление на них произвели главные герои.

Особое впечатление на ребят произвел эпизод фильма, где Ольга неожиданно признается Обломову в любви, а тот панически сбегает. Почему Илья Ильич сбежал от Ольги? Это ещё один вопрос, на который пытались ответить учащиеся.

Ещё один персонаж, о котором шел разговор в рамках урока, Захар. Михалков заранее представлял его дремучим, похожим на «старого пса в репьях». Бывший однокурсник Михалкова, работавший на картине ассистентом, вдруг сказал: «Попов Андрей Алексеевич». На что Михалков ответил: «Ты что! Захара – Попов? Он генералов играет, министров, ученых, секретарей обкомов… Какой он Захар?» «Поверь мне, он тоскует, предложи…» - убеждал ассистент. Михалков согласился и впоследствии признался, что никогда в жизни не видел такого безукоризненно профессионального человека.

Как всегда у Михалкова, в фильме присутствуют символы. Символы времени, эпохи. Здесь такую роль играет первая модель велосипеда с огромным передним колесом. Эту символичность также активно обсуждали учащиеся.

Урок завершился обсуждением финальных кадров фильма, которые также имеют символическое значение. Почему режиссёр избирает такой композиционный приём? Какие мысли рождает он у зрителя? – вот вопросы, на которые искали ответ ребята.

Ученики пришли к выводу, что Михалков в фильме ведет разговор не об опасности «обломовщины», а об опасности, если можно так выразиться, «штольцевщины», о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность.