Кинолекторий «Инкогнито из Петербурга» 01.03.2019

22 февраля в 8а классе прошло мероприятие из серии «Кинолекторий».

Педагог-библиотекарь М. А. Савельева рассказала детям о фильме «Инкогнито из Петербурга», который был снят Леонидом Гайдаем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». С ее помощью Гайдаю захотелось ударить по недостаткам, которые имели место в жизни советского общества в те годы (да и теперь имеют): раболепие перед начальством, бюрократия, показуха, разгильдяйство и т. д. В сценарной заявке говорилось: "Основная задача, которую мы ставим перед собой - это на основе классического произведения театральной драматургии создать не очередной фильм-спектакль, а самостоятельное кинематографическое произведение".

Ребята узнали, как шла работа над фильмом: подбирались актеры, проходили павильонные и натурные съёмки. И, конечно же, вниманию восьмиклассников было представлено несколько отрывков из фильма, после просмотра которых ребята обсудили ряд вопросов: почему Гоголь называет Хлестакова глупым, отчего автор не указывает конкретный город, где происходит действие, есть ли в комедии положительные персонажи и многие другие.

Педагог-библиотекарь рассказала ученикам, что фильму пришлось пройти три комиссии, претерпеть значительную цензуру, прежде чем выйти на большой экран. Но, даже после всех правок, можно сказать, что фильм состоялся. В нем очень ярко показана атмосфера разрухи, царящей в уездном городе N с его свиньями и гусями на улицах. В больнице нет лекарств. («Человек простой – умрёт, то и так умрёт, а если выздоровеет, то и так выздоровеет».) Местный врач по-русски ни слова не знает. Судья берёт взятки борзыми щенками и искренне не считает это за взятку. Почтмейстер из любопытства вскрывает чужие письма. Есть и напыщенные чиновники, и суетливые Бобчинский и Добчинский, и простой люд, и, конечно же, петербургский франт Хлестаков, прекрасно исполненный Сергеем Мигицко, со своим весьма выразительным слугой. Особенно ученикам понравился эпизод из фильма, когда «ревизор» танцует под «Песенку о Петербурге».

По сравнению с искрометными комедиями Гайдая, «Инкогнито из Петербурга» оказался не самым успешным фильмом с точки зрения популярности в прокате – на классику зрителя всегда заманить непросто. Однако этот фильм смело можно назвать одной из самых талантливых экранизаций русской классики в советском кинематографе вообще, и лучшей экранизацией «Ревизора» в частности. На восьмиклассников фильм произвел отличное впечатление, а форма, в которой проходил урок, показалась необычной и увлекательной.