Общая информация

ИЗ ИСТОРИИ ТЬЮТОРСТВА

Исторически тьюторство было впервые введено в ХІІ веке в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании ещё с целью противопоставления узконаправленному процессу обучения студента по определённому предмету умений видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды через формирование собственной образовательной программы.

Позиция тьютора была введена, как позиция взрослого, сопровождающего этот процесс формирования и предоставляющего студенту консультации по интересующим его образовательным вопросам.

В английских университетах сложилась собственная модель преподавания, где тьютор играл одну из главенствующих ролей. В Англии сам студент решал, какие курсы и у какого профессора ему слушать. Кафедральная система сложилась в Англии довольно поздно – лишь в XVII веке. Первая коллегия в Оксфорде открылась в 1249 году, а в Кембридже – в 1280 году.

На сегодняшний день в этих двух университетах существует 29 и 29 коллегий соответственно.

В течение XVIII – XIX веков  в Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но даже заняла центральное место в обучении, а лекционная - стала служить лишь дополнением к ней.

Сегодня примерно 90% занятий в Оксфорде и 75% в Кембридже проводятся тьютором с одним, или двумя студентами.

В России тьюторство было малознакомо, изучены были лишь частные его примеры, а использовалось оно в форме наставничества.

Наставничество развивалось только в среде домашних учителей, но сравнивать наставников с тьюторами нельзя, т. к.  им не хватало ценностей корпоративности и открытой образовательной среды. Близки к тьюторской деятельности в России были:

- монастырская традиция наставничества;

- гувернёры в дворянских семьях.

В наши дни, с возникновением в стране всевозможных школьных задач, вопросов и инновационных предложений, идея тьюторства была принята (восстановлена) и переосмыслена в качестве возможного ресурса в решении ряда педагогических, воспитательных, инновационных и психологических проблем образовательных организаций.

В Российской Федерации впервые должность «ТЬЮТОР» на государственном уровне была утверждена в составе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н) и профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования (Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 217н).

Затем эта должность была включена в Единый Квалификационный справочник в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. № 593),     а в 2017 году -  в Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (п.3.6, Обобщённая трудовая функция – тьюторское сопровождение обучающихся, должность – тьютор) (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 10 января 2017 г. № 10н). 

Позиция современного тьютора системы образования принципиально отличается от всех, знакомых нам, педагогических позиций своим основным содержанием действий, которые направлены на развитие личности каждого обучающегося, сопровождение его индивидуальной образовательной траектории   с обязательным учётом познавательных интересов и личностных жизненных приоритетов ребёнка.

Исходя из выше указанного, - тьюторское сопровождение в общеобразовательной организации - это особый вид организации педагогической работы с обучающимся:

- по выявлению и развитию его познавательных интересов, творческого потенциала, таланта, способностей, личностных предпочтений;

- по созданию условий для осмысления обучающимся своего личного образовательного роста и самоопределения будущей профессиональной траектории;

- для возможности выбора способов обучения в определённой педагогической системе (среде) и использования различных технологий, форм, методов обучения, видов образовательной деятельности (в том числе проектной и исследовательской).

Именно выявление, развитие, поддержка и корректировка познавательного интереса (-ов) каждого обучающегося является тем объектом, с которым работает  педагог-тьютор, ориентируя его, в первую очередь, на развитие индивидуального потенциала самого обучающегося (физического, духовного, творческого), а также на создание и оформление им своего личного образовательного пространства (образовательного заказа) и личного профессионального образа будущего.

Всё это способствует достижению качественных результатов в освоении обучающимися необходимых ЗУН и приобретении различных социальных навыков, необходимых для развития таких качеств, как коммуникативность; самостоятельность; самоопределение; планирование, самоанализ и рефлексия собственных действий; адаптации в информационной среде; собственная ответственность за реализацию своей образовательной программы.

Краткий тезаурус

Тьютор – исторически сложившаяся позиция в образовании, которая сопровождает разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся, процесс индивидуального образования в школе, колледже, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор - (в переводе с англ.- преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей (словарь «Терминология в системе дополнительного профессионального образования»).

Тьютор – консультант обучающегося, который может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса. С другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития конкретного человека. (П.Г.Щедровицкий).

Тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы, который  видит, осознает проблему и показывает ресурсы решения проблемы (Т.М. Ковалева).

Тьюторант – обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную  программу.

Тьюториал – занятие, проводимое тьютором (тьюторами) с тьюторантами, в том числе консультативного характера, нацеленное на выполнение задач, общих для всех участников групп, но позволяющее каждому тьюторанту продвигаться в решении поставленной задачи в собственном режиме и со свойственной ему скоростью.

Тьюторская деятельность в рамках образовательной организации – педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на:

-  прояснение образовательных мотивов и личных познавательных интересов каждого обучающегося;

-  поиск (картирование) образовательных ресурсов и смыслов для создания и качественной реализации индивидуальной образовательной программы  (ИОП);

- формирование навыков самообразования, анализа собственной образовательной деятельности, а также рефлексии и корректировки её результатов;

-  работу с образовательным заказом семьи;

- самоопределение будущей профессиональной траектории и образовательных ресурсов, способствующих её реализации.

Тьюторская деятельность. Основания, по которым можно оценить какую-либо деятельность, как тьюторскую (Т.М. Ковалева):

  • диагностика
  • многообразие предложений
  • выбор предложений
  • построение индивидуальной образовательной программы (ИОП)
  • выбор маршрута реализации ИОП
  • сопровождение ИОП
  • рефлексия

Тьюторская компетентность – это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы, используя тьюторские технологии.

Тьюторский контроль - индивидуальная консультативная работа тьютора, направленная на поддержку и активизацию знаний, умений и навыков обучающихся, обсуждение их затруднений, ошибок и самостоятельных решений в преодолении различных образовательных проблем (Дудчик С.В.).

Тьюторское сопровождение – специальное организованное педагогическое сопровождение в оформлении собственного «образа будущего» обучающегося и построении наиболее конструктивной и реалистичной программы по его реализации. В педагогическом смысле тьюторское сопровождение заключается в организации такого образовательного движения обучающегося, которое строится на постоянном самостоятельном анализе и рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и планами («образом будущего»).

Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение - предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся своей индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)

Тьюторская транзакция – законченное по смыслу и ограниченное по времени взаимодействие тьютора с тьюторантом, нацеленное на перевод тьюторанта из мыслительного проблематизирующего поля в задачо-деятельностный режим. Тьюторскую транзакцию можно считать состоявшейся в том случае, если после ее окончания тьюторант самостоятельно формулирует собственное понимание своих ближайших действий и фиксирует желание их осуществлять.